Устроиться по знакомству: как заводить полезные для карьеры связи

Существует стереотип: на хорошую работу «с улицы» не попадешь — только по протекции. Действительно, в любой солидной компании определенный процент вакансий закрывается по знакомству. Только это не имеет никакого отношения к блату.

Цивилизованная альтернатива блату

Получить приглашение в престижную компанию на солидную должность можно благодаря рекомендациям тех, кто там уже работает. Во всех крупных известных компаниях действуют реферальные программы — когда сотрудников поощряют за рекомендации знакомых профессионалов на вакантные должности. Это не пресловутый блат, а просто источник получения информации о кандидате, который известен кому-то, чьему мнению наниматель доверяет, своим профессионализмом и проверен в деле. Закрывать таким способом вакансии работодателям дешевле и быстрее, чем искать с нуля.

Чем шире круг ваших профессиональных связей, чем больше людей знает вас как хорошего специалиста, тем больше у вас шансов получить работу таким путем. Целенаправленное расширение полезных связей называют нетворкингом (от английских слов net — сеть и work — работать). В каком-то смысле это сеть для ловли хороших предложений о работе. Или — для подкрепления нужными рекомендациями вашего отклика на вакансию.

Например, вы увидели на rabota.by очень интересную вам вакансию. Вы понимаете, что интересна она не только вам и наверняка на нее поступит множество откликов. К сожалению, нет гарантии, что именно ваш отклик покажется работодателю наиболее подходящим. Но если у вас обширная сеть профессиональных связей, вы сможете выйти на кого-то из коллег внутри компании, чтобы получить нужную рекомендацию для рассмотрения вашей кандидатуры. Свой отклик на вакансию через rabota.by стоит подкрепить упоминанием в сопроводительном письме тех, кто уже работает в этой компании и готов рекомендовать вас как профессионала. Попросите этих же коллег порекомендовать вас напрямую, отправив ссылку на ваше резюме HR-службе или руководителю подразделения, в которое ищут сотрудника. Если в компании действует реферальная программа, то для коллег это не лишнее беспокойство, а выгодная «сделка» — они получат поощрение, если на отрытую позицию примут именно вас.

Полезные профессиональные связи и так в каком-то объеме есть у каждого человека — это ваши знакомства по прежним работам. Наверняка вы когда-нибудь получали сообщение: «Привет! Ты случайно не ищешь работу? Нам сейчас нужен такой, как ты». Иногда эти предложения кажутся неинтересными, но иногда они гораздо интереснее тех, которые вы находите сами

Как знакомиться на мероприятиях

Частое участие в мероприятиях профессиональной тематики (конференции, круглые столы, выставки, мастер-классы), позволяет завести живые знакомства. Не обязательно тратиться на дорогие форматы — бывают недорогие и даже бесплатные.

  1. Для начала определите формат мероприятий, которые могли бы быть интересны и на которых может быть реальная возможность расширить сеть профессиональных контактов.
  2. Начните с мероприятий, темы которых вам близки и понятны и где вы тоже сможете рассказать об успешных кейсах, для начала, конечно, не как докладчик со сцены, а во время кофе-брейков новым знакомым. Благодаря знакомым темам вы будете чувствовать себя увереннее, это снизит уровень тревоги и стресса при общении с новыми людьми.
  3. Проанализируйте, кто из ваших знакомых может посетить данное мероприятие. Напишите им, возможно, именно эти люди смогут вас порекомендовать, познакомить с потенциальными работодателями. Только дайте себе слово, что вы не проведете всё время в общении только с этим знакомым. Ваша цель — завести новые знакомства.
  4. Подготовьтесь к выходу: продумайте, как вы расскажете о себе и своей деятельности, когда будете представляться новым знакомым, о каких наиболее интересных проектах можете упомянуть.
  5. Обменяйтесь контактами с новыми знакомыми, договоритесь встретиться в неформальной обстановке на кофе.
  6. Поддерживайте контакты, периодически интересуйтесь новостями знакомых, отслеживайте их активность в социальных сетях.

Если вы достаточно общительны, не ограничивайте круг мероприятий чисто деловыми. Сейчас многие профессиональные сообщества регулярно устраивают встречи в формате «не про работу» — например спортивные марафоны, выезды на природу, квизы. Хотя тематика встреч нерабочая, о чем же еще говорить незнакомым друг с другом людям одной профессии, если не о ней?

Информацию о мероприятиях, как деловых, так и псевдонерабочих, обычно легко найти в социальных сетях, если вы состоите там в профессиональных сообществах.

Публикации в онлайн- и печатных ресурсах

Если вы уже наработали определенный экспертный опыт, значит, у вас есть чем поделиться с коллегами, будь то идеи или истории из практики. Попробуйте написать на эти темы статьи или заметки. Если есть популярные ресурсы специализированной тематики, которые читают ваши коллеги (например, издания и порталы про финансы, маркетинг, юриспруденцию), попробуйте опубликоваться там. Это не так сложно, как кажется, — обычно узкоотраслевые издания рады новым авторам, которым есть что сказать, а на тематических медиаплощадках есть возможность вести блог. Почему бы вам не попробовать? Так можно быстро получить известность в профессиональной среде.

Одних связей недостаточно

Нетворкинг — тоже работа, им нужно заниматься постоянно и системно, тогда он принесет плоды.

Разумеется, невозможно тратить всё свободное время только на создание и поддержание полезных связей, поэтому нужно определить комфортные для себя формат и периодичность общения в профессиональном сообществе.

Конечно, всегда нужно помнить о целях, ради которых вы всё это затеяли, иначе вы зря потратите время. Но и естественности терять не стоит. Никому не интересно общаться с автоматом по обмену визитками.

Главное — помните: нетворкинг — инструмент для расширения связей и возможность заявить о себе как о профессионале. Но если многочисленные знакомства — ваш единственный багаж, вряд ли они дадут результат. Чтобы вас порекомендовали как профессионала, вы должны быть профессионалом. И рекомендация от коллеги — не гарантия трудоустройства, а способ обратить на себя внимание потенциального работодателя. Но дальше работодатель все равно будет оценивать ваши опыт и потенциал.

Успешного поиска полезных связей и идеальной работы, где ждут именно вас!